Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ
Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость
Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ
Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:
Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо
Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.
Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».
Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб
Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:
– согласование суммы калыма;
– смотрины и обручение;
– выплата доли калыма;
– обряд вывода невесты из родного дома;
– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;
– переезд невесты в дом будущего мужа;
– обряд примирения жениха с родными.
Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/kabardinskayahttp://www.syl.ru/article/200902/new_kabardinskie-svadbyi-traditsii-i-sovremennyie-vzglyadyi-na-torjestvohttp://etokavkaz.ru/nacionalnosti/kabardincy/obychai_i_tradicii
Гостеприимство
Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Адаты, связанные с гостеприимством, — едва ли не самый важный аспект быта горцев. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа, они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт. У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благополучие семье, прочно утвердилось в сознании горцев.
Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины. Гостю накрывали очень богатый стол. У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо. Гостю всегда отводилась отдельная комната. Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью. Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины. Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.
Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно. Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально. Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом. Гость не должен был задерживаться в гостях надолго. Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали. И не уходить слишком быстро. Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита. Гость не должен был объедаться в гостях. Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой. Гость должен был избегать способов обидеть хозяина. Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным. Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности.
Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.
Сценарий дагестанской свадьбы: главные этапы
Дагестанская свадьба состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых имеет свои уникальные традиции, обычаи и ритуалы.
Помолвка
Свадьба в Дагестане начинается с помолвки или обручения, которое происходит стандартным для многих народов образом: в дом невесты приезжают сваты со стороны жениха и одаривают девушку подарками. Родители жениха и невесты выбирают дату свадьбы, исключая дни рождения молодоженов и родителей, мусульманские праздники, в частности, дни ураза-байрам. Отличительной чертой помолвки в Дагестане является то, что она проводится почти тайно, в вечернее время и в узком кругу родственников.
Когда дата будет выбрана, молодые отправляются в ЗАГС, чтобы подать заявление. Начинается интенсивная подготовка к красивой дагестанской свадьбе: выбор свадебных нарядов и банкетного зала, согласование меню и др.
Первый день свадьбы в доме невесты
Согласно традициям дагестанской свадьбы само празднование начинается в доме невесты, где обычно собираются представительницы женского пола. Они поют свадебные песни, «оплакивая» уход невесты в дом жениха (то же самое можно встретить в числе обрядов на казахской свадьбе). Невеста в этот день прощается с родительским домом и прежней жизнью.
В самый разгар праздника в дом невесты приезжает жених с дорогими подарками: ювелирными украшениями, текстилем, коврами и т.п. Его сопровождает большое количество родственников, исполняющих обрядовые песни и несущих дары невесте, которые они впоследствии складывают в специальный свадебный сундук.
Второй день свадьбы в доме жениха
Самое грандиозное празднование происходит в доме жениха через неделю после первого свадебного дня. Начинается оно с того, что отец жениха едет в обед в дом невесты, взяв с собой свечу и зеркало. Их он передает невесте в качестве символа счастья для новоиспеченной семьи и платит ее родственникам символический выкуп.
Невесту наряжают в праздничный наряд, завораживающий своей красотой, так как дагестанские свадебные платья обычно являются самыми дорогими в мире из-за количества ювелирных деталей, используемых для их украшения. Раньше волосы невесты прятали под платок, сейчас это делают редко. Современные дагестанские свадебные прически отличаются замысловатыми формами и различными плетениями, отчего выглядят они как настоящие произведения парикмахерского искусства.
Мать и подружки выводят невесту во двор, предварительно закрыв ее лицо специальной накидкой, после чего она вместе с отцом жениха и его родственниками едет в ее новый дом.
Свадебное шествие сопровождается песнями и национальной музыкой. По пути им могут преградить дорогу знакомые и случайные прохожие, требуя подарков. На пороге дома жениха невесту угощают медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Необычной свадебной традицией на дагестанской свадьбе является стрельба друзей жениха, которая должна принести в дом молодых счастье и отпугнуть нечистую силу.
В доме жениха начинается шумное празднование! Особенностью дагестанской свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Последние же просто ломятся от огромного количества национальных блюд.
Главным событием свадебного вечера является танец молодоженов. До него невеста должна станцевать с мужчинами, присутствующими на празднике: она кружится вокруг каждого из них, а мужчины исполняют лезгинку и одаривают молодую деньгами, которые собирает подружка невесты.
Да и во время всего празднования на дагестанской свадьбе наиболее частым развлечением гостей являются национальные танцы (в частности, лезгинка), начинает которые, согласно сценарию классической дагестанской свадьбы, специальный человек, после которого на танцпол выходят все мужчины. Женщины же могут выйти танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.
Послесвадебные хлопоты
Утром на 3-й день свадьбы с невесты снимают платок, гости приходят поздравить молодых с заключением брака и угоститься сладостями из сундука невесты. В завершение многодневного празднования оба семейства одаривают друг друга ценными вещами.
Портал www.svadebka.ws рассказал вам, какой интересной и веселой может быть дагестанская свадьба. Такой грандиозный праздник подарит миллиард положительных эмоций и впечатлений не только молодоженам, но и всем присутствующим гостям!
- 40532 просмотра
- 9 фото
Подробности
Состав костюма
Каждая часть свадебного наряда украшается национальной вышивкой с применением бисера, жемчуга и драгоценных камней. В итоге получается просто произведение искусства.
К сожалению, традиционные костюмы невест в настоящее время вытеснены современными белыми платьями. При наличии финансовых возможностей, наряд для новобрачной отшивается известными модельерами и дизайнерами. Однако, в некоторых районах Кавказа до сих пор принято надевать традиционные наряды.
Эксперименты
В 21-м веке молодожены экспериментируют со свадебными костюмами:
— некоторые подготавливают два наряда: один традиционный, второй – современный;
— кто-то в современном свадебном наряде сочетает элементы традиционного одеяния — у чеченских народов наряд дополняется шалью и серебряным поясом, у грузинских – платье отшивают с расклешенными длинными рукавами. Часто платья украшают ручной вышивкой серебряного или золотого цвета.
Кавказские свадьбы отличаются своеобразностью
Представители этих народов очень уважают своих родственников, чтят корни. Родители не только одобряют кандидатуры молодоженов, но и принимают активное участие в подготовке и организации самого торжества. На этом празднике нет тамады и ведущих, но обязательно присутствуют красивые и длинные тосты, народная музыка и удивительные танцы. Как и раньше, все мероприятие начинается со сватовства. До сих пор актуальна старинная традиция этих регионов – кража невесты.
Происходит это в основном в случаях, когда родители невесты не дают согласия на брак. Однако стоит отметить, что в наше время, с этой традицией борются органы правопорядка. Приданое невесты тоже изменилось – теперь оно измеряется не в количестве баранов, а в денежном эквиваленте. Есть и другие традиции, которые и в настоящее время можно встретить на кавказских свадьбах.
Кавказская свадьба — это очень яркое, красивое, эмоциональное и богатое мероприятие с большим числом гостей, которые радуются и веселятся, обеспечивая неповторимую и бурную атмосферу празднику. Под влиянием современности, некоторые кавказские традиции изменяются или и вовсе забываются. Однако, уважение этого народа к своим предкам настолько велико, что большая часть молодоженов при организации свадебного торжества стараются привнести в него национальные элементы, обряды и традиции.
Древние свадебные традиции и устои
В старину свадьбы у кавказских народов проходили исключительно по договоренности родителей молодых. Поэтому нередко случалось, что невеста и жених видели друг друга впервые лишь в первый свадебный день. Сегодня чаще всего свадьба играется по любви, а не по сговору родителей. Молодые все чаще приходят к мысли о женитьбе самостоятельно, после чего ставят в известность родню.
Никакое заключение брака не может подготавливаться без сватовства. Это традиция не только местных, но и практически всех народов мира. Именно в процессе сватовства стороны договариваются об объеме выкупа и, реже, приданого невесты.
Обручение происходит через несколько дней после сватовства. В этот момент устанавливается дата самой свадьбы. Обручальное кольцо невесте может надеть на палец жених, либо его мать или брат. Тогда же уплачивается часть калыма, а родня невесты начинает готовиться в свадьбе в своем доме.
К древни традициям относится обычай раздельной свадьбы. Сначала празднуется это событие в доме, где живет будущая новобрачная. Согласно обычаю, на этой свадьбе присутствовали раньше только женщины. Дело в том, что этот день является знаковым для невесты – она не только празднует изменение своего статуса, но и прощается, таким образом, с родным домом. А женщины, окружающие ее, должны были подготовить и проводить девушку, круто меняющую свою жизнь. Поэтому такие невестины свадьбы всегда выглядели лирично и являлись романтическими. Однако сейчас все меняется, немного отходят от этих устое в– на «невестиной» свадьбе собирается вся родня, включая мужчин.
Через несколько дней (или в этот же день) за невестой приезжает жених с родными и свидетелями. Принято дарить подарки новобрачной – золото, красивые вещи, новую обувь и одежду. От невесты сторона жениха также получает небольшие подарки, которые, обычно, готовятся в рамках приданого.
После этого молодые отправляются на церемонию заключения брака. В старину «венчание» проводил имам согласно исламским традициям. Сегодня, когда необходимо официальное подтверждение того, что брак заключен, молодожены должны сначала посетить ЗАГС, а уже после этого отправляются совершать священный ритуал «кябин»или «никях». Лишь после этого начинается свадебное веселье, где лезгинка не на последнем месте.
Невесту привозят в дом жениха, где и происходит основное торжество, сейчас это касается только сельских свадеб, а городские жители уже отказались от свадеб в домах – играют в банкетных залах.
У некоторых народов, кстати, до сих пор существует традиция, согласно которой на свадьбе не должны присутствовать родные со стороны невесты – ведь они уже проводили свою дочь и официально отдали ее в чужой дом. Сегодня этот обычай уходит в прошлое. На свадьбу собирается не только родня с обеих сторон, но и множество приглашенных гостей. Вполне привычным явлением считается, когда количество празднующих составляет до нескольких сотен человек.
Некогда кавказцы очень ревностно относились не только к правилам свадьбы, но и к выбору невесты или жениха. Идеальным вариантом было принять в семью человека своей национальности. Но сегодня нередки и межнациональные браки. Например, русско-кавказская свадьба давно не редкость, и она празднуется не менее ярко и пышно.
Гостеприимство – важнейший народный обычай
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.
Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.
Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.
Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.
Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.
Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.
Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.
Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.
Смотрины
Семейные пары на Руси почти всегда образовывались по воле отца с матерью. На смотринах невесты приезжали родители жениха, иногда вместе с сыном, обычно они проводились в её доме. Посещали, чтобы пообщаться и оценить будущую молодую, какая она в хозяйстве, ее характер, воспитанность, ну и красоту. На смотринах жениха обычно показывался дом и хозяйство, невеста в них участия не принимала.
Позже на семейном совете обсуждалось увиденное, опять же мнение девушки редко учитывалось, но были и исключения. При положительном исходе назначался день для гласного сватовства, обычно родителями молодой.
Второй день свадьбы
На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.
По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты.
Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились.
Борис Кустодиев. Свадебный пир
Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно.
Итог
На Кавказе свадьба детей – очень важный день и ответственное мероприятие для их родителей. Многие древние традиции себя уже изжили, но большинство национальных обрядов чтится и соблюдается.
Юноши и девушки самостоятельно выбирают себе спутника жизни, а родители только помогают советом, но благословение по прежнему очень важно. Невеста ведет себя на свадьбе скромно и тихо, а придя в дом своего мужа, не забывает выполнить все обряды, сулящие сладкую и богатую жизнь
На празднике звучит много песен, а гости танцуют и веселятся от души. Желаем вам свадьбы своей мечты!
Невеста ведет себя на свадьбе скромно и тихо, а придя в дом своего мужа, не забывает выполнить все обряды, сулящие сладкую и богатую жизнь. На празднике звучит много песен, а гости танцуют и веселятся от души. Желаем вам свадьбы своей мечты!