Особенности армянских свадеб

Посредница

Когда подходящая девушка найдена, родители молодого человека просят одну из родственниц стать их посредницей для проведения переговоров с матерью будущей невестки, чтобы та в свою очередь заручилась согласием мужа на свадьбу дочери.

Прежде всего, мать девушки должна посоветоваться со своим братом. Задача посредницы состоит в том, чтобы окольными путями узнать о намерениях семьи девушки, и только поняв, что они в принципе не против, к ним с официальным визитом засылают сватов. Этому обычаю до сей поры следуют многие армянские семьи, особенно это касается жителей сельской местности, которые более подвержены соблюдению древних традиций.

Это интересно: Декор для свадьбы в стиле звездных войн, несколько идей по оформлению

Особенности празднования армянской свадьбы

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.

Выбор невесты.

Выбор хорошей невесты для сына — дело непростое. Сначала поиск начинается среди двоюродных сестер. Эта традиция уходит своими корнями в древность и называется «предпочтительный брак». Если среди среди «предпочтительного» окружения не нашлось подходящих девушек, то поиск продолжается уже среди ближайших знакомых и друзей из своей или соседних деревень. Все родственники и соседи активно подбирают кандидаток в невесты. Когда семья жениха считает, что уже достаточно девушек просмотрено, выбранных кандидаток ранжируют по признаку наибольшей предпочтительности

При оценке невест, в первую очередь принимается во внимание семья, а во вторую – красота и покладистый характер девушки. Но в последние времена на первый план все больше выходит материальное благосостояние семьи

Семья выбранной девушки просит время на обсуждение и принятие решения. В это время не дается ответ ни «да», ни «нет», а через друзей и знакомых собирается информация о семье жениха.

Обручение молодых

Дата такого события назначается заранее. В этом обряде участвует много гостей и ближних родственников. Церемонию можно сравнить непосредственно со свадьбой, такое же изобилие угощений всех видов, играет музыка, гости традиционно поют и танцуют.

На обряде присутствует кавор – это один из главных людей, без которого не обходится ни одна свадьба у армян. Он соответствует славянскому посаженному отцу и шаферу в одном лице, а в дальнейшем будет крестным отцом деткам молодожен.

Когда гости отведали угощения, все идут в гости к молодой девушке. Молодёжь несет на больших разносах свои дары и угощения. Сопровождается такое шествие песнями и плясками. В доме невесты гостей ждёт богатый стол.

Пришедшие дарят новобрачной обручальное кольцо или вместо кольца дают залог – Ншан, возможно, украшение или цепочку, и все идут к столу праздновать. Гости гуляют несколько часов, а в конце застолья договариваются о дате проведения основной церемонии.

Свадебная церемония

Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.

Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.

Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.

Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.

Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.

Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.

За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.

Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.

Тост – это не просто поздравление, а народная мудрость

Каждое застолье не обходится без тостов. Веселые и пафосные, лиричные и брутальные, они способны с успехом украсить любой праздник. И среди множества приветственных тостов обязательно прозвучит прекрасное колоритное поздравление от солнечной Армении. Они рождаются задолго до торжества или сочиняются во время начала застолья, но неизменно становятся маленькими хитами, уходящими в народ. Очень много армянских тостов сочинено для любого вида торжеств. В них рассказываются целые притчи и легенды.

Тосты могут быть довольно продолжительными, но никто не перебивает провозглашающего тост. Принято считать, что в каждом таком поздравлении скрыт огромный смысл и мудрость. Каждый, кто услышит такой тост, обязан и подумать над ним. Примерить его и к себе, даже не  будучи виновником торжества в данный момент. Ни один день рождения не обходится от дружного застолья, где собираются многочисленные близкие и друзья.

Обручение

Если обе семьи прошли этот обряд, значит, жених и невеста официально помолвлены. Это главный этап перед браком. В доме будущего мужа собирается вся родня. Они готовят для невесты богатые подарки. Это золотые украшения, ювелирные вещицы с драгоценными камнями, серебро.

Родители невесты накрывают богатый стол. Звучат пожелания здоровья, счастья и долгих лет. Затем, после небольшого застолья, все переходят в дом жениха. Там продолжают праздновать помолвку.

Невесту выводит кавор и вместе с подружками приводит ее за стол к будущему мужу. Тот надевает ей на палец помолвочное кольцо с камнем. С древних времен считалось, что с этого момента молодые и их семьи проявили доверие и начали семейные отношения друг с другом. Армянские свадебные обычаи сложились так, что на помолвке определяют и день свадьбы.

После свадьбы

После отшумевшей свадьбы также требуется соблюдать некоторые обычаи и обряды.

Для армян целомудрие девушки до сих пор имеет огромное значение, поэтому традиция удостоверения невинности девушки сохранилась до наших дней. Утром к новобрачной наведываются родственницы и поздравляют ее, принося в дар яблоко с вставленными в него серебряными монетами. Ее мать, в случае подтверждения невинности дочери, принимает поздравления и получает в дар свежую куриную тушку, корзину красных яблок, красное вино или коньяк, украшенный красной лентой.

Армянские свадебные обычаи рекомендуют приданое невесты перевозить в дом ее мужа после завершения свадебных торжеств. Первый визит тещи к дочери и зятю мог состояться лишь через неделю после свадебных торжеств и должен быть приурочен к мытью головы молодой жены. Мать приносила дочери ее платья и другую одежду, гигиенические принадлежности в виде мыла, расчески и полотенца и помогала ей помыть голову. В старину требовалось неукоснительное соблюдение этого обычая, и мать с дочерью не могли видеться раньше положенного срока, сейчас же он стал чисто символическим.

Свадьба

Это очень многолюдный праздник. Невесту одевают в платье, выбранное и подаренное семьей жениха. Звучат грустные песни, невеста прощается с незамужней жизнью. Затем после традиционного танца под мелодию ‘Узундара’ отец невесты передает ее руку жениху.

Это – благословение, после которого девушку увозят из дома родителей. Ее забирает кавор, его сопровождают друзья и родители жениха, другие гости. Родителям невесты в дар приносят много щедрых подарков (сини). В их числе – блюда со сладкими фруктами, дорогие вина и лакомства-деликатесы.

Молодых венчают в храме. Священник повязывает на кисти молодым зеленые и красные нити, сплетенные в два раза. Армянские традиции на свадьбе говорят о том, что это символ единства пары. А еще нити призваны защищать от дурного глаза и злых духов.

На венчании жених надевает невесте на палец свадебное кольцо. В его доме уже приготовили богатые столы и ждут гостей из храма. Застолье проходит с тостами, танцами, весельем. Молодым дарят много подарков, в основном дорогие ювелирные украшения. Это показывает, что семья жениха знатная и богатая.

Ваш Wedding.ua

Подготовка к венчанию

За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.

В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.

Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.

На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.

Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.

Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.

Кто главный на свадьбе

До свадьбы родственники собираются вместе и решают, кого отправить в дом невесты, кому идти за ней. Это должны быть самые достойные люди. Делегацию возглавляет макарапет – самый уважаемый член семьи. Его слово непререкаемо, его должны все слушаться.

Это человек, который участвует в организации свадьбы, корректирует ее этапы, решает споры. Ему и его помощникам – макарам – подчиняется и жених. А они охраняют его на свадьбе от всех неожиданностей.

Армянские свадебные традиции диктуют обязательное присутствие свахи. Это самая опытная и уважаемая женщина, миджнорд кин. Она должна происходить из рода жениха и быть ему кровной родней.

Ее работа – сосватать девушку, то есть уговорить семью невесты отдать ее замуж за жениха. Приготовления к свадьбе начинаются только после того как родители дали согласие на брак. Но сначала – обряд сватовства.

Сватовство на армянской свадьбе

В прошлые времена выбором будущей жены для своего сына занималась мать. Именно она подбирала наиболее подходящую кандидатуру. И внешний вид невесты имел второстепенное значение. Главными критериями, по которым мать останавливала свой выбор на той или иной девушке, были здоровье, трудолюбие и невинность. В сегодняшнем мире эта традиция устарела, жених сам выбирает себе невесту. Неизменным осталось то, что выбирают невесту, а не жениха.

В древности родители жениха и невесты договаривались о будущем бракосочетании, когда те были еще детьми. Девочек выдавали замуж в раннем возрасте, примерно в двенадцать лет. Если же девушка засиживалась в девках лет до семнадцати, то это считалось позором для семьи невесты. Сейчас этот обычай утратил свою актуальность.

В настоящее время сваты к будущей невесте происходят тогда, когда молодые люди сами сделали свой выбор. Самая опытная и сведущая в свадебных приготовлениях родственница назначается свахой – миджнорд кин. К ней обращаются родители жениха, чтобы заручиться согласием родителей невесты. После этого засылают сватов, главным среди которых является кавор – крестный отец жениха и самый почитаемый родственник. Сватами могут быть исключительно мужчины. Придя в дом родителей невесты, они начинают иносказательными выражениями предлагать засватать их дочь за жениха. По традиции, глава семейства в первый раз отказывает пришедшим. Если бы отец согласился сразу, то это означало, что у его дочери есть какие-то недостатки, поэтому он поскорее хочет избавиться от нее. Как правило, хозяин дома соглашается на третий раз. Получив положительный ответ, стороны договариваются о дне помолвки.

Послесвадебные обряды

  • Отправка приданого. Согласно этому армянскому обряду, родители новоиспечённой жены пересылают все подарки молодых к ним домой. Сегодня эта традиция уже носит более игровой характер.
  • Мытьё головы невесты. У армян мама с дочкой после свадьбы не имели права видеться. Только в первую субботу после свадьбы мать могла прийти к своей дочери, чтобы помочь ей помыть голову, при этом она брала с собой шампунь и расчёску.
  • Создание костров. Такой обычай проводится и сегодня. После свадьбы зажигаются костры, через которые под весёлые песни прыгают незамужние девушки и парни.
  • Прощание с домом. Это ритуал является сегодня больше формальностью, но его многие придерживаются. Отец выводит свою дочку из дома после проведения свадьбы, поскольку теперь она переезжает жить к мужу. Отец невесты держит её за руку и передаёт отцу её мужа. Во время этого торжества играет печальная музыка. Девушка благодарит своих родителей за всё, целует им руки.

Обзор армянской свадьбы смотрите в следующем видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшая свадьба
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: